Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием эффективного управления и регулирования процессами становления и развития муниципальных образований является полная, своевременная и достоверная информация о мероприятиях, методах и средствах, направленных на решение стоящих перед ними задач по повышению социальной защищенности территории. Все эти факторы обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования –экономическое развитие территорий как сфера ответственности государственных органов и органов местного самоуправления.
Предмет исследования –экономическое развитие Челябинской области.
Целью работы является разработка практических рекомендаций по управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
проанализировать теоретические основания социально-экономического развития государства, региона, муниципального образования;
проанализировать состояние и экономическое развитие Челябинской области;
выявить основные проблемы экономического развития Челябинской области;
разработать предложения по совершенствованию экономического развития Челябинской области.
Методологической и информационной основой исследования являются труды различных зарубежных и отечественных ученых, в работах которых основное внимание уделено проблемам, касающимся теоретических проблем социально-экономического развития. Также в работе использованы отчеты Министерства труда и социального развития Российской Федерации, научные статьи и прочие исследования. Изучению проблем экономического развития посвящено большое число трудов, создано огромное число концепций и теорий. Крупнейшими исследователями в этой области считаются такие зарубежные ученые, как Вудруфф К., Джонсон С., Гудвин С., Кейли Р., Кауфман Д., Макмиллан Д., Сото Э.де, Уоткинс Т., Шнайдер Ф. и другие.
Освещение вопросов экономического развития РФ и регионов дано в исследованиях российских ученых Абалкина Л.И., Богомолова В.А., Колосова A.B., Глазьева С.Ю., Бухвальда Е.М., Ващекина Н.П., Богданова И.Я., Латова Ю.В., Молчанова A.B., Олейникова Е.А., Наумова В.В., Сенчагова В.К., Гончаренко Л.П., Прохожева A.A., Тамбовцева В.Л., и других.
В работе использованы официальные статистические и фактологические данные об экономике государства и регионов, а также материалы, содержащиеся в различных программных документах, прогнозных разработках, отчетах, докладах и других научных публикациях.
В работе использовались общенаучные и специальные методы исследования, такие как: анализ, синтез, индукция, логический метод, метод моделирования, сравнительный метод.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ЧАСТЬ 1 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Экономико-социальное развитие государства: понятие, сущность
Экономический рост региональной экономики среднегодовым темпом около семи процентов в течение восьми лет означает, что регионы России, в основном преодолев стадию восстановления, уверенно перешла к стадии развития. У нас появились предпосылки для реализации модели развития на основе расширения внутреннего спроса, а не только экспорта, и формирования среднего класса.
Экономика выступает как база геополитической константы, основное слагаемое экономического и социального развития. Особо актуальным предполагается экономический фактор в обстоятельствах, когда главные угрозы социально-экономическому развитию государства носят не агрессивное свойство, а представляют собой угрозы экономического развития.
За недавние десятилетия происходит специфическая трансформация сути и места экономического развития в структуре общего развития, которая связан не только с изменением структуры политических сил в мире, но и с усиливающимися курсами глобализации мировой экономики в совокупности. Появилась последовательность новых явлений, актуализировалась несамостоятельность регионов от мировых рынков. В качестве наиболее сильных угроз экономическому развитию государства на период 2013-2015 гг. можно привести далее указанные: утеря существенной части производственного потенциала из-за большого износа производственных фондов; всевозрастающий региональный и государственный долг, который создает опасность обострения финансовой нестабильности; малая инновационная и инвестиционная деятельность; низкая конкурентоспособность товаров и большой уровень бедности общества, и низкое качество жизни огромной части российского общества; частью проблем этой структуры является известная утечка средств за рубеж.
Кроме этих общероссийских критериев есть и региональные проблемы, которые связаны со спецификой деятельности в экономике в отдельных конкретных регионах. Свойства социально-экономического развития на уровне региона детерминированы геоклиматической обстановкой, состоянием профилирующих отраслей экономического рынка, уровнем управленческой культуры. Следовательно, неоднородность социально-экономического развития регионов РФ также по-разному воздействует на характер этого самого развития в разнообразных субъектах государства.
Все задачи по экономическому развитию можно группировать на две группы: общего ведения с Правительством РФ и исключительного управления региона. Основами возникновения и формирования кризисных ситуаций, которые вызывают угрозы экономическому развитию РФ, выступают:
падение производства и убыток внутреннего рынка;
разрушение НТП и деиндустриализация рынка, преобладание и, как итог, развитие сырьевых отраслей и снижение производящих отраслей приводит к деградации НТП;
утрата продовольственного развития, всеобщее открытие рынка для импортных товаров, без учета потенциала отечественных производителей;
рост безработицы и послабление рабочей мотивации, уменьшение уровня жизни, высокая социальная дифференциация;
криминализация рынка;
ухудшение природной среды;
срыв финансового обеспечения территорий, рост дотационности;
рост экспорта сырья и снижение экспорта наукоемких и высокотехнологичных товаров.
Финансово-экономические кризисы зачастую крайне негативно сказываются на потенциале современных промышленных предприятий: постепенно снижаются или даже полностью пропадают капиталовложения в товарные и процессные инновации, начинает устаревать и изнашиваться основной капитал, уменьшаются научно-технические заделы, а множество молодых и квалифицированных сотрудников покидают свое место работы. Экономические показатели экономического развития позволяют постичь, насколько та или иная фирма готова к подобным ситуациям, и может ли она избежать подобных негативных курсов.
Именно поэтому нужно понимать, что предполагают собой такие показатели, и как они получаются.
Именно по этой первопричине перед каждой современной фирмой возникает довольно актуальная цель проведения внутренней критичной самооценки, а также планирования собственного положения с точки зрения потенциалов:
исполнения их главных производственных функций;
принятия разнообразных мероприятий защиты таких задач (то есть могут ли ею формироваться экономические показатели социально-экономического развития производственного цикла от каких-либо влияний внутреннего или внешнего происхождения, какие сказываются на потенциале фирмы);
создания полноценной структуры мониторинга различных показателей развития;
обоснования и оценки/расчета пороговых значений таких показателей;
принятия различных шагов, которые направлены на влияние возможным угрозам развития.
Главные проблемы в том, чтобы «снабдить» экономические показатели социально-экономического развития, возникают в цикле работы любой фирмы не только на протяжении кризиса, но и тогда, когда она работает во вполне стабильной обстановке, но при этом существенно различается комплекс курсовых задач, какие нужно решить.
В этот период в цикле решения вопросов обеспечения социально-экономического развития в главном компания должна центровать свое существенное внимание на том, чтобы поддерживать нормальный темп сбыта и производственного цикла собственных товаров, предотвращать финансовый и материальный убыток, противодействовать криминальным явлениям и недобросовестной конкуренции, а так же исключить вероятность получения несанкционированного получения имеющейся служебной информации или же «разгром» информационных баз данных.
Производственная сфера зачастую по факту результативного предприятия, какая своевременно модифицируется, не представляет собой основу возможного неблагополучия не только для владельца и его коллектива, но и для тех агентов экономики, какие пользуются товарами данной компании, то есть для ее клиентов и смежников. Таким образом, необходимо еще на данном этапе позаботиться, чтобы фирма имела соответствующие экономические показатели социально-экономического развития, ведь это позволяет значительно укрепить свое положение на действующем сегменте рынка.
В текущий момент самая высокая опасность для любой фирмы состоит в разрушении ее научно-технического, ресурсного, технологического и производственного основ, какие представляют собой главные факторы жизненного цикла любой фирмы и обеспечения ее главных возможностей. При этом, если не «снабжались» соответствующие показатели социально-экономического развития, условия деятельности становятся такими, при каких нет возможности обеспечить способность потенциала для дальнейшего воспроизводства.
Средства для указанного предприятия могут приобретаться только от итого его собственной деятельности, а также за счет применения заемных средств, при этом необходим правильно понимать, что эти источники капиталовложений с наступлением кризисов для множества компаний предполагаются недоступными.
На сегодняшний день существенное большинство отечественных фирм, какие функционируют в нестабильной экономической обстановке, по своей природе убыточны, а из-за того, что в свое время не были обеспечены индикаторы социально-экономического развития, они переживают глубокий промышленный спад, а также пребывают в убыточном или критическом состоянии.
Есть множество разнообразных первопричин, какие могут приводить к депрессивному развитию, но наиболее существенные среди них обстоят в инерции сформировавшейся производственной системы, физическом устаревании производственных фондов, технологической изношенности, а также в значительном отсутствии главных приоритетов ведения научно-промышленной политики регионов. При этом определение последних разрешило бы заняться требуемой реструктуризацией производства даже в тех условиях деятельности, какие образовались в обстоятельствах абсолютно неэффективных с точки зрения функционирующего сектора рынка преобразований, какие не позволяют фирмам самостоятельно получить средства, какие необходимы для их дальнейшей модернизации.
Фрагмент для ознакомления
3
6. Аверин А.М. Социальная политика на предприятии. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 265 с.
7. Амирова Л.И., Пивоварова Р.А., Васильев В.Л. Факторы социально-экономического развития предприятия в современных условиях. Наука, техника и образование. - 2015. - № 11 (17). - С. 75-77.
8. Васильева Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2010. – 294 с.
9. Вахромов Е.Н. Территориальная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики / Е.Н. Вахромов // Вестник Иркутского государственного университета. 2014. – № 2. – С. 26-30.
10. Денисов В. И. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2014. – 407 с.
11. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти//Государство и право. – 2014. –№4. – С. 88-96.
12. Дюжилова О.М. Особенности оценки экономической безопасности государства и региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2014. Выпуск 1. Тверь: ТвГУ. С. 234 - 246.
13. Дюжилова О.М., Вякина И.В. Методология анализа рисков и угроз экономической безопасности региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 1-2. - С. 84-90.
14. Забузов О.М. СМИ как средство реализации информационной политики Российского государства / Автореф. дисс. на соискание научной степени канд. полит. наук. − М.: Издательство МГУ, 2013. – 123 c.
15. Зарубина Н.М. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства – М.: Мастер, 2014. – 119 с.
16. Иванова К.О., Зубкова С.А.Современные угрозы экономической безопасности России // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 3 (10). - С. 216-220.
17. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. – 2014. –№2. – с. 13-16.
18. Козловский В.Г. В поисках социальной гармонии: социальная ответственность и социальная справедливость. – Свердловск: Изд. Уральского университета, 2015. – 209 с.
19. Лыкшин С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности / С. Лыкшин, А. Свинаренко // Вопросы экономики. - 2012. - №12.
20. Макеев Д.Е. Управление экономическим взаимодействием местных органов власти и бизнеса.// Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. №18(40). − М.: МАРТ, 2013. – С. 12-14.
21. Макеев Д.Е. Место и роль муниципальных образований в гармонизации интересов власти и бизнеса. // Государственное строительство и право. Сборник научных трудов под общей редакцией Мальцева Г.В., выпуск 17. − М.: Изд-во РАГС, 2009. – С. 45-47.
22. Макеев Д.Е. Механизм взаимодействия власти и бизнеса в рыночной экономике // Новое в экономике и управлении. Выпуск 9. − М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 32-40.
23. Макеев Д.Е. Институциональные предпосылки гармонизации партнерских отношений местных органов власти с бизнесом. // Новое в экономике и управлении. − М.: МАКС Пресс, 2012. – с. 65-77.
24. Молчан А.С., Саенко С.В. Экономическая безопасность государства: современное состояние, угрозы и пороговые значения // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 2. - С. 113-124.
25. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2013. – 320 с.
26. Региональная экономика / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана,1013. – 464 с.
27. Перегудов С.П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Полис, 2012, №5. – С. 12-16.
28. Петрухина Е.В. Особенности и закономерности стратегического планирования инновационного развития регионов // Фундаментальные исследования. – 2014. – №4 (Ч. 3). – С. 10-14.
29. Пикулькин А.В. Система государственного управления. − М.: Бизнес, 2015. – 422 с.
30. Региональная экономика: учебник для ВУЗов / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 344 с.
31. Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – М.: Издательство МГУ, 2013. – 36 с.
32. Сафранов М.С. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. − 421 с.
33. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник /3-е изд., перераб. и доп.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-с. 128.
34. Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Модернизация системы поддержки малого и среднего бизнеса с целью инновационного развития территории // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2013. – №8. – С. 96-108.
35. Система муниципального управления: учебник/ А.А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. – 347 c/
36. Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учеб. пособие для Вузов / Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. Под общ. ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова. – М.: Высшая школа, 2015. – 404 с.
37. Сперанский В.И. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность и особенности формирования. – М.: Изд. МГУ, 2012. – 411 с.
38. Туркин С.С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. – М.: Мысль, 2012. – 308 с.
39. Уколов В.Ф., Розенков Д.А. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе. ¬¬¬– М.: Мысль, 2015. – 309 с.
40. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / под ред. проф. В. В. Гришина. – Москва: Дашков и Кº, 2015. – 366 с.
41. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Учебно-методическое пособие / Под ед. Е.В. Тишина. – М.: Муниципальная власть, 2012. – 306 с.
42. Фетисов Г.Г. Территориальная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
43. Халиков М.И. Основы государственного и муниципального управления. - Уфа: Слово, 2014. − 344 с.
44. Чапек В.Н. Территориальная экономика: учебник для вузов/В.Н. Чапек.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 256 с.
45. Чернышов Б.В. Определение приоритетных задач в политике (теория научного выбора и опыт исто¬рии) // Информационная безопасность регионов. - 2014. - № 1 (14).
46. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. – 2014. − № 9. – С. 116-117.
47. Яковлев А.А. Современные угрозы экономической безопасности Российской Федерации // Проблемы и перспективы современной науки. - 2016. - № 15. - С. 122-125.
48. Яковлева Н.В. Теоретико-методологические подходы к анализу мезоэкономических систем инновационной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – №29 (162). – С. 57–62.
49. Ясин Е.Р. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. – 2012. − №11. – с. 18-21.
Другие источники
50. Дюжилова О.М., Вякина И.В. Методология анализа рисков и угроз социально-экономического развития региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 1-2. - С. 84-90.
51. Захарова О.И., Кеосиди И.И. Современное состояние социально-экономического развития в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru (дата обращения 03.01.2021).
52. Захарова О.И., Кеосиди И.И. Современное состояние экономической безопасности в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru (дата обращения 03.01.2021).
53. Калганова Л. А. Европейская и Российская модели местного самоуправления: сравнительный анализ // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2015, №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskie-i-rossiyskaya-modeli-gosudarstvennogo-upravleniya-sravnitelnyy-analiz (дата обращения 03.01.2021).
54. Лапин А.Е. К вопросу формирования муниципально-частного партнерства в РФ // Контур глобальных трансформаций: политика, экономика. – 2014, №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-munitsipalno-chastnogo-partnerstva-v-rf (дата обращения 03.01.2021).
55. Лексин Л.Д. Местное самоуправление и местная власть в современной России // Контур глобальных трансформаций: политика, экономика. – 2014, №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-i-mestnaya-vlast-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 03.01.2021).
56. Луканев А.Д. Становление стратегического государственного управления в России // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2015, №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-spetsificheskie-osobennosti-razvitiya-menedzhmenta-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 03.01.2021).
57. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в России и в Германии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2014, №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-mestnogo-samoupravleniya-v-germanii-i-primenimost-nemetskogo-opyta-k-rossiyskim-realiyam (дата обращения 03.01.2021).
58. Модели социального развития России: роль бизнеса. Публичный отчет по результатам международной конференции, 12 ноября 2015 г. – 2015. Ассоциация менеджеров. http://www.amr.ru (дата обращения 03.01.2021).
59. Официальный сайт МБУК «Музейно-выставочный центр» города Серпухова. Режим доступа: http://www.vizit-serpukhov.ru/page12/index.html (дата обращения 03.01.2021).
60. Соколова Л.Г. Эффективность государственного и муниципального управления // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2011, №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения 03.01.2021).
61. Тарханова Е.Г. Методы оценки эффективности органов государственного и муниципального управления // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2014, №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-gosudarstvennogo-i munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения 03.01.2021).
62. Турунок О.П. Информационные системы в государственном управлении // Контур глобальных трансформаций: политика, экономика. – 2014, №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-sistemy-vgosudarstvennom-upravlenii (дата обращения 03.01.2021).